Каковы полномочия пленума верховного суда РФ

Содержание

Что такое Постановления Пленума Верховного суда и его правовой статус

Каковы полномочия пленума верховного суда РФ

Выберите букву

Данные постановления не могут являться нормативными актами, законом и подзаконными актами, определяются статусом ВС РФ, закрепленным в Конституции РФ и федеральном законодательстве (de jure) и в судебной практике (de facto).

Что такое постановление Пленума Верховного Суда РФ

Постановления Пленума Верховного Суда РФ (далее также — ППВС РФ) – являются «абстрактным» мнением Пленума Верховного суда РФ (толкование закона) формирующегося при Верховном суде РФ по разъяснению судьям и прокурорам порядка применения и толкования закона при принятии судебного или иного решения, основываются на кратком обобщении практики Верховного Суда и нижестоящих судов, и не являются источниками права.

Но они заполняя правовой вакуум, существенным образом влияют на правоотношения и процессуальную деятельность, тем самым фактически являются источником законодательства (также как и решения Конституционного Суда) .

Справочно: Не путать с решением Верховного суда.

Статус постановлений пленумов

Действующее законодательство не устанавливает точного статуса ППВС. Статья 126 Конституции РФ закрепляет, что Верховный Суд РФ «дает разъяснения по вопросам судебной практики».

С одной стороны, данное положение устанавливает конституционный статус постановлений Пленума Верховного Суда РФ (акты, содержащие разъяснения по вопросам судеб- ной практики).

С другой стороны, Конституция РФ четко не устанавливает, являются ли ППВС юридически обязательными документами. Последний момент стал предметом споров в процессе подготовки проекта Конституции РФ 1993 г.

В то же время законодательство о  Высшем Арбитражном Суде  РФ прямо указывает на обязательный статус постановлений Пленума этого суда. Несмотря на то что ст. 127 Конституции РФ подобна ст. 126 Конституции  РФ, последующее законодательство четко устанавливает обязательность постановлений Пленума ВАС  РФ.

Часть 2 ст.  13 Федерального конституционного закона от 28  апреля 1995  г. №  1-ФК «Об арбитражных судах в  РФ» 29 гласит:

«По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в  Российской Федерации».

Более того, законодатель прямо предоставляет полномочие ссылаться на постановления Пленума ВАС РФ. Параграф 4 п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ закрепляет:

«В мотивировочной части решения могут содержаться ссылки на постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики».

Отличие постановления от решений выносимые ППВС РФ

Председатель Верховного Суда СССР В.  И. Теребилов отличал решения, выносимые Пленумом Верховного Суда по конкретному делу, от постановлений Пленума.

Если решения по конкретным делам являются обязательными лишь в  отношении сторон по данному делу, то ППВС «обязательны не только для разрешения конкретного уголовного или гражданского дела, но и для других дел, где применяется соответствующая норма.

В  связи с  тем, что пленарное заседание дает разъяснения правовых норм, которыми должны руководствоваться все суды при отправлении правосудия, данные разъяснения также являются юридически обязательными для органов следствия и всех тех, кто участвует в судебных разбирательствах».

Большинство споров в  юридической доктрине велось по вопросу, имеют ли ППВС обязательную силу и  могут ли они называться «прецедентами».

и форма ППВС как носителей новых норм права

Издаваемые Пленумом Верховного Суда постановления аналогичны по форме актам, которые бесспорно являются юридически обязательными, когда издаются Правительством и  другими органами исполнительной власти. Официально ППВС содержат толкование смысла законов «на основании и  во исполнение законов», так же как это делают обычные подзаконные нормативные акты.

Юристы признали, что ППВС могут содержать новые нормы права, заполняющие пробелы в законах или изменяющие закон.

Подводя итог, можно выделить определенные причины, не позволяющие признавать обязательный характер за постановлениями Пленума ВС РФ:

  1. отсутствие нормативного предписания, закрепляющего обязательный характер;
  2. неимение Пленумом ВС РФ права нормотворчества;
  3. отсутствие возможности противостоять незаконным постановлениям Пленума ВС РФ (т.е. их нельзя обжаловать или проверить на соответствие Конституции РФ).

Постановления Пленума ВС РФ являются обязательными. Здесь необходимо оговориться, что мы рассматриваем обязательность, которая по своему содержанию не совпадает с общеобязательностью. Общеобязательность означает непременность выполнения всеми членами общества требований, содержащихся в нормах права.

Иными словами, свойство общеобязательности применимо к нормам права, которые действуют в отношении неопределенного круга лиц, а судебная практика имеет ограниченный субъектный состав своего воздействия и прежде всего адресована нижестоящим судам, поэтому применительно к постановлениям Пленума ВС РФ мы будем использовать понятие «обязательность».

Практика применения и позиция Судейского сообщества

В практике судов также существует двоякое отношение к юридической силе ППВС.

Так, судья Верховного Суда России С.В.

Самуйлов в своем определении указал, что разъяснения по вопросам судебной практики, содержащиеся, в частности в обзорах законодательства и судебной практики, утверждаемых Пленумом Верховного Суда России формируют правоприменительную практику и являются обязательными для судов, применяющих в процессе рассмотрения дела нормы материального права.

Конституционный Суд России напротив рассматривает ППВС как акт толкования закона, и говорит о том, что само ППВС не может выступать самостоятельным предметом проверки Конституционным Судом России. Таким образом, исключая возможность проверки конституционности, Конституционный Суд России не признает ППВС источником национального права, тем самым допуская их необязательность.

Читайте также  Возврат долга по расписке без суда

Позиция ЕСЧП по данному вопросу

Косвенное признание юридической силы ППВС как источника права дал и Европейский Суд по правам человека.

Так, в деле «Бакланов против России» заявитель ссылался на то, что на момент рассмотрения дела в национальном законодательстве не имелось правовых оснований конфискации, а единственным нормативным актом, регулировавшим указанный вопрос, являлось постановление Пленума Верховного Суда СССР (далее — ППВС СССР). Отметив, что «остается неясным, какое правовое положение послужило основанием конфискации, за исключением ППВС СССР, которое, тем не менее, полагаем, содержит ссылку на недействующее законодательство», установил, что «рассматриваемый закон, а именно ППВС СССР не был сформулирован с такой четкостью, которая позволила бы заявителю предвидеть последствия своих действий».

Таким образом, Европейский Суд по правам человека расценил ППВС СССР как «нормативный правовой акт» в значении Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, а именно как акт органа государственной власти, содержащий нормы права. С точки зрения теории национального права, под такое определение подходит нормативный правовой акт, который в свою очередь выступает источником права.

Источник: https://malina-group.com/postanovleniya-plenuma-verkhovnogo-suda/

Порядок формирования, состав и полномочия Пленума и Президиума Верховного Суда РФ

Верховный Суд в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной, надзорной инстанций и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Верховному Суду принадлежит право законодательной инициативы по вопросам его ведения.

Порядок формирования, состав и полномочия Пленума Верховного Суда РФ

Ст.

 14 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации действует в составе:

  1. Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  2. заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  3. судей Верховного Суда Российской Федерации.

В заседаниях Пленума могут участвовать по приглашению Председателя Верховного Суда судьи Конституционного Суда, судьи Высшего Арбитражного Суда, иные судьи и другие лица.

В случае необходимости могут проводиться совместные заседания Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Полномочия Пленума Верховного Суда:

  1. дает судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики;
  2. использует право законодательной инициативы по вопросам его ведения (ст.

     104 Конституции);

  3. обращается с запросом в Конституционный Суд в соответствии с ч. 2 ст. 125 Конституции;
  4. утверждает составы судебных коллегий Верховного Суда;
  5. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

  1. избирает по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации секретаря Пленума Верховного Суда из числа судей Верховного Суда;
  2. утверждает по представлению Председателя Верховного Суда состав Научно-консультативного совета при Верховном Суде, а также положение о нем;
  3. утверждает в связи с представлением Президента Российской Федерации состав судебной коллегии судей Верховного Суда, принимающей в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом заключение о наличии в действиях Генерального прокурора и (или) Председателя Следственного комитета признаков преступления для принятия решения о возбуждении уголовного дела в отношении указанных лиц либо для принятия решения о привлечении их в качестве обвиняемых по уголовному делу, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления;
  4. ежегодно представляет по предложению Председателя Верховного Суда Российской Федерации на утверждение Высшей квалификационной коллегии судей состав (составы) судебной коллегии (судебных коллегий) судей Верховного Суда, принимающей (принимающих) решение (решения) по вопросу о привлечении к административной ответственности судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа, военного суда, федерального арбитражного суда, а также по другим вопросам, предусмотренным законом Российской Федерации о статусе судей;
  5. заслушивает сообщения о работе Президиума Верховного Суда, отчеты заместителей Председателя Верховного Суда и председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда о деятельности судебных коллегий Верховного Суда и Апелляционной коллегии Верховного Суда;
  6. избирает членов Дисциплинарного судебного присутствия из числа судей Верховного Суда тайным анием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода;
  7. утверждает совместным с Пленумом Высшего Арбитражного Суда постановлением Регламент Дисциплинарного судебного присутствия;
  8. утверждает Регламент Верховного Суда.

Порядок работы Пленума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Порядок формирования, состав и полномочия Президиума Верховного Суда РФ

Ст.

 15 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» определяет, что Президиум Верховного Суда Российской Федерации включает:

  1. Председатель Верховного Суда Российской Федерации;
  2. заместители Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  3. судьи Верховного Суда Российской Федерации.

Количественный состав (13 судей) Президиума Верховного Суда Российской Федерации определяется Регламентом Верховного Суда Российской Федерации.

Члены Президиума из числа судей Верховного Суда утверждаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации, и при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации. (положительное квалификационное заключение, Председатель ВС — Президент — Совет Федерации)

Заседание Президиума Верховного Суда Российской Федерации проводится не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует большинство членов Президиума Верховного Суда Российской Федерации.

Ст.

 16 ФКЗ «О судах общей юрисдикции в РФ» излагает Полномочия Президиума Верховного Суда Российской Федерации:

  1. проверяет в порядке надзора, в порядке возобновления производства по новым или вновь открывшимся обстоятельствам вступившие в силу судебные акты;
  2. обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле;
  3. разрешает вопросы организации работы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации, судебных составов этих коллегий и аппарата Верховного Суда Российской Федерации;
  4. утверждает положение об аппарате Верховного Суда Российской Федерации, его структуру и штатное расписание;
  5. возлагает исполнение обязанностей Председателя Верховного Суда Российской Федерации на одного из его заместителей в случае отсутствия Председателя Верховного Суда Российской Федерации;
  6. рассматривает материалы по результатам изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;
  7. осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»

Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»

Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/poryadok-formirovaniya-sostav-i-polnomochiya-plenuma-i-prezidiuma-verchovnogo-suda-rf

Судебные полномочия Верховного Суда РФ. Председатель Верховного Суда :

Верховный Суд РФ – судебный орган страны высшей инстанции касательно дел в пределах его компетенции.

Осуществляет контроль за всеми судебными органами сферы общего права и призван следить за тем, чтобы правосудие вершилось, согласно Конституции РФ.

Вся его деятельность должна сводиться к тому, чтобы защитить права и свободы населения и способствовать уменьшению преступности. В статье подробно рассмотрим, каковы полномочия Верховного Суда и характер его деятельности.

Конституция о Верховном Суде

Конституция РФ определяет Верховный Суд как высший орган судебной власти в общем праве. Все суды, входящие в него, в том числе федеральные, специализированные и военные, находятся под надзором Верховного Суда.

Он правомочен рассматривать дела I и II инстанции и является конечной инстанцией по делам в его компетенции. Конституция, регулируя полномочия Верховного Суда, ограничила его власть в пределах общей юрисдикции.

Тем самым Закон ограничивает его от Высшего Арбитражного и Конституционного суда.

Судьи в составе ВС назначаются путем собрания СФ РФ по заключению президента, основанного на отчете, который составил председатель Верховного Суда, и суждении квалификационной коллегии.

Срок их полномочий не ограничивается. Они несменяемы и обладают многими гарантиями неприкосновенности и защиты, согласно Закону.

Предельный возраст пребывания в подобной должности не должен превышать 65 лет.

Состав ВС

Чтобы контролировать все общеправовые органы правосудия, Верховному Суду необходимо множество специалистов. В зависимости от исполняемых обязанностей и категории рассматриваемых дел, ВС составляют:

  • пленум;
  • президиум;
  • коллегия апелляционная;
  • дисциплинарная коллегия;
  • коллегии судебные по разным типам дел.

В его числе также работает аппарат ВС и научно-консультативный совет ВС. В каждом отделе назначен председатель и штат судей. Возглавляет высший орган судебной власти – председатель Верховного Суда.

Полномочия председателя ВС

Как и судей, председателя, согласно Конституции, назначает Совет Федерального Собрания по суждению президента. Срок, на который он вступает в должность, составляет 6 лет, причем кандидат может призываться к управлению неограниченное количество раз. Председатель ВС имеет процессуальные и судебные полномочия, но, кроме них, занимается следующими делами:

  • решает вопросы, которые входят в его компетенцию, касательно деятельности ВС, системы судов арбитражных и общей юрисдикции;
  • организовывает деятельность по изучению судебной практики, обобщению и анализу статистики;
  • председательствует на заседаниях пленума ВС РФ и созывает его, планирует его работу и повестку дня, рекомендует кандидата на пост секретаря пленума;
  • устанавливает список дел и обязанностей судей и своих заместителей;
  • рекомендует президенту кандидатов для назначения на должность судьи, первого заместителя, председателей коллегий и прочих сотрудников судебной системы внутри ВС;
  • формирует состав судебных коллегий из числа судей ВС;
  • вносит свое мнение в Высшую квалификационную коллегию об аттестации судей, занимающих разные должности, а также об их награждении;
  • издает различные распоряжения и приказы.

Это первое лицо Верховного Суда, которое обладает весомым опытом и знаниями в области судебной практики. На его плечи ложится множество обязанностей, касающихся как квалификации других судей, так и судебного дела в принципе.

Верховный Суд: функции

Права и обязанности ВС РФ приводят к необходимости выполнения определенных функций судопроизводства, а также контроля и надзора в области общей юрисдикции. Это главный и конечный элемент судебной системы, который призван совершать следующие действия:

  • рассматривать в I инстанции важные и сложные уголовные и гражданские дела;
  • в порядке надзора и кассации проверять обоснованность и законность решений, постановлений, приговоров и определений, вынесенных общеправовыми судами;
  • разъяснять вопросы судебной практики, используя форму постановлений пленума ВС;
  • может проявлять законодательную инициативу, обращаясь в Конституционный суд РФ по вопросам соответствия судебных законодательных актов Конституции.

Постановление Верховного Суда (в том числе пленума) по вопросам судебной практики не имеет силы нормативно-правового акта, однако является обязательным к исполнению всеми судами.

Пленум ВС

Пленум состоит из числа всех судей Верховного Суда. Он созывается минимум раз в четыре месяца председателем ВС. Заседание проводится только в том случае, если присутствует не менее 2/3 от полного состава. На Пленуме также присутствуют министр юстиции и ген. прокурор РФ. На заседание могут быть приглашены судьи нижестоящих судов и члены совета при ВС.

Пленум собирается для решения важных вопросов. Повестка дня оглашается председателем ВС или министром юстиции. Поставленные задачи решаются путем ания. Ход обсуждений на заседании, как и конечный вердикт, протоколируются. За этим следит секретарь пленума, который по совместительству — полноценный судья ВС.

Принятые постановления имеют важное значение для судебной системы РФ, поэтому секретарь прикладывает все силы, чтобы они приводились в действие.

Таким образом, полномочия Верховного Суда позволяют ему коллективно решать вопросы, касательно судебного дела общей юрисдикции, рассматривать кандидатуры на посты судей ВС, а также направлять законодательные предложения в Государственную думу.

Президиум ВС

Именно Президиум представляет собой высшую судебную инстанцию России.

Рассмотрение Верховным Судом гражданских дел, уголовных и административных нарушений по новым обстоятельствам или в порядке надзора – основная сфера деятельности Президиума.

В его компетенции также оказывать помощь нижестоящим судам и решать организационные вопросы по работе судебных коллегий ВС.

Президиум составляют 13 судей, кандидатуры которых утверждаются СФ РФ по суждению президента, основывающемуся на мнении председателя ВС. В их число входят: председатель ВС, его заместители и судьи ВС.

Заседание проводят минимум единожды в месяц. Дела закрепляются за членами Президиума и докладываются ими самостоятельно. В процессе участвует и генеральный прокурор. Решение принимается путем ания. Составляется постановление Верховного Суда, которое подписывает председатель ВС.

Первая инстанция

Верховный Суд РФ полномочен рассматривать уголовные дела, возбужденные в отношении депутатов Гос. Думы, членов Совета РФ, судей и иные дела, относящиеся к его подсудности. Обычно это особо тяжкие и сложные преступления, вести которые смогут только опытные судьи.

В части гражданских дел, ВС рассматривает иски:

  • об оспаривании нормативных и ненормативно-правовых актов президента, правительства РФ;
  • об оспаривании решений, прекращении или приостановлении полномочий судьи;
  • о ликвидации деятельности объединений общественной, политической, религиозной направленности;
  • по разрешению споров между гос. органами РФ и субъектами РФ.

К подсудности Верховного Суда могут быть отнесены и иные дела.

Вторая инстанция

Судебная практика Верховного Суда по большей части основывается на осуществлении правосудия, согласно Конституции РФ, а также надзора над судами общей юрисдикции. Это позволяет добиться вынесения максимально справедливых решений.

Кроме того, пересмотру подлежат не только дела нижестоящих судов, но и постановления судебных коллегий РФ. В кассационном порядке возможно лишь рассмотрение тех случаев, решения по которым еще не вступили в законную силу.

В ином случае дело пересматривается надзорной коллегией или президиумом ВС.

Судебные коллегии

Это подразделение ВС берет на себя большую часть судебной работы. Именно здесь происходит рассмотрение дел первой и второй инстанции, а также по вновь обнаруженным обстоятельствам.

Судебная коллегия Верховного Суда состоит из 6–8 судей, среди которых выделен председатель. Он чаще других председательствует на заседаниях.

В его обязанности также входит подготавливать дела к рассмотрению в порядке надзора и кассации.

Составов судей достаточно много. За каждым из них закреплена административно-территориальная область нижестоящих судов.

Жалоба в Верховный Суд на один из таких объектов поступает как раз в судебную коллегию, уполномоченную контролировать указанный субъект судебной системы.

Это позволяет лучше познакомиться со спецификой работы нижестоящих коллег в определенном крае, а также выявить наиболее часто совершаемые ошибки в решениях.

Кассационная коллегия

Ее состав рассматривает кассационные представления и жалобы на решения Судебных коллегий ВС по уголовным, гражданским и военным делам. В качестве инициатора пересмотра дел может выступать и прокурор. Кассационная коллегия ВС состоит из 12 судей ВС и председателя, и представлена двумя составами (по уголовным и гражданским делам).

Судьи в промежутках между заседаниями участвуют в рассмотрении дел в числе президиума ВС или соответствующей судебной коллегии.

При этом в обязательном порядке соблюдается требование, не допускающее вторичное участие судьи на рассмотрении одного и того же дела.

Кроме пересмотра дел, кассационная коллегия полномочна заниматься теми делами, на которые открылись новые обстоятельства.

Апелляционная коллегия

Апелляционное производство предполагает осуществление проверки правильности вынесенных судом решений. При этом коллегия имеет право не только отменить их, но и изменить. В состав апелляционной коллегии ВС входит 10 судей, ее председатель и заместитель председателя.

На заседании рассматриваются дела:

  • судебных коллегий ВС;
  • по вновь открывшимся или новым обстоятельствам.

Коллегия правомочна обращаться в Конституционный суд РФ с вопросами соответствия Конституции законов, применяемых в деле. Председатель информирует президиум и пленум ВС РФ о деятельности коллегии.

Полномочия Верховного Суда позволяют ему осуществлять надзор над всеми частями общеправовой судебной системы, добиваясь максимального соблюдения и применения конституционных законов. Это существенно снижает ошибки в судопроизводстве и дает возможность гражданам и органам власти добиться справедливости.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-sudebnye-polnomochiya-verxovnogo-suda-rf-predsedatel-verxovnogo-suda.html

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Андрей Барометров